Главные сведения о ранней истории германского народа готов всегда брались из книги готского же латинизированного историка Иордана (Иорнанда) «О происхождении и деяниях готов», написанной в VI веке, в то время, когда готами были основаны огромные государства на развалинах Римской империи. В книге рассказывается о том, как готы приплыли из Скандинавии, высадились где-то на южном берегу Балтики и двинулись к берегам Чёрного моря, попутно покоряя все встреченные народы. Затем уже в Северном Причерноморье и на нижнем Дунае они основали большие королевства, которые были впоследствии разбиты гуннами, после чего готы двинулись на Римскую империю и завоевали большую её часть. Впрочем, история взаимоотношений готов с Римом известна уже не только по Иордану.Любопытно, что в точности книга Иордана носит название «О происхождении и деяниях гетов», а не готов. То есть имя готов заменено в ней именем другого народа, родственного фракийцам и дакам и хорошо известного в Южной Европе ещё раньше по греческим источникам. Это даже породило гипотезы о том, что в действительности никаких готов из Скандинавии вовсе не было, а готы, разрушившие в 410 году Рим, и были теми же самыми гетами. Даже как-то символично получалось: во II веке римляне истребили даков, а спустя три века близкородственные дакам геты навсегда стёрли с лица земли Римскую империю... Но на самом деле о германстве готов и об их нетождестве с древними гетами говорит множество фактов, а Иордан просто приписал своему народу родство с действительно весьма знаменитым древним народом.
Самое же главное, что основные элементы истории готов по Иордану находят теперь подтверждение в археологических материалах. Ранняя история готов может быть восстановлена таким образом.
Войти, используя:
О происхождении готов достаточно ясно свидетельствует имя острова Готланд на Балтике, жители которого долго ещё именовались готами (следовательно, не все готы покинули исходную родину) и ещё в XVI веке говорили на языке, отличном от датского (Готланд долго принадлежал не Швеции, как теперь, а Дании). В начале I века н.э. готы появляются на южном берегу Балтики, по обе стороны Вислы, о чём свидетельствует возникающая там в это время пришлая вельбарская культура. Далее миграция носителей вельбарской культуры в течение I-II вв. прослеживается через Восточную Польшу на Волынь и далее на нижний Дунай и нижний Днепр.В конце II века на территории Правобережной Украины, части Левобережной и в Румынии возникает черняховская археологическая культура. На его территории отчётливо прослеживаются традиции вельбарской культуры, связанные с готами. Иордан пишет, что готы господствовали над местным населением, но археологические памятники не дают возможности однозначно судить о характере политических отношений внутри черняховской культуры. Весьма возможно, что во время набегов на Римскую империю, начинающихся в середине III века, готы объединяли под своей властью многие племена, желавшие принять участие в добыче, но на месте каждое племя было достаточно автономно. Черняховская культура была полиэтнична, при этом несомненно значительное участие в ней славян.